Далматовский монастырь представляет собой исторически сложившийся архитектурный ансамбль сооружений постройки XVIII-XIX веков. В него входят крепостные стены с башнями и воротами, Успенский собор и Церковь Всех Скорбящих Радосте, монастырские кельи, здания служб. Самой древней каменной постройкой на территории монастыря является Успенский собор.

 

   Монастырь расположился на высоком берегу старицы реки, естественно вписавшись в природный колорит этих мест. Его конфигурация, основные границы, план, местоположение главных построек были обусловлены ландшафтным окружением. С запада естественная граница монастыря обозначилась крутым обрывом, с юга – пологим склоном. Вдоль восточной стены монастыря простирается жилая застройка. Вдоль северной стены проходит дорога – центральная улица города Далматово. На площади перед главным (северным) входом в монастырь располагается часовня и сквер. Территория монастыря представляет в плане многоугольник. Ансамбль построек окружен крепостной стеной с тремя башнями. Самая короткая стена – северная, самые длинные – западная и восточная. В основе композиции ансамбля лежит пересечение двух взаимно перпендикулярных осей. Ядром композиции является Успенский собор, расположенный на пересечении этих осей. Ось запад-восток сформирована объемами Успенского собора и Скорбященской церкви с усыпальницей преподобного Далмата. Ось север-юг менее выражена и образована южными и северными воротами. В состав построек входной группы у южных ворот входят здания келий и служб, у северных ворот – возведенная над ними Надвратная церковь Иоанна Богослова и примыкающий к ним гостиный корпус.

   Площадь комплекса Далматовского монастыря в пределах стен составляет 4 гектара, периметр (по наружному обводу стен) – 766 метров.                                                                                  

   Около 180 лет создавался архитектурный комплекс Далматовского монастыря, ставший в свое время стратегическим и духовным оплотом русского освоения Зауралья. На каждом здании памятника лежит печать эпохи, таланта многих поколений его создателей. В монументальных монастырских постройках воплотилось высокое искусство народных мастеров – зодчих, художников, ремесленников. Главная задача сегодня заключается в том, чтобы вернуть монастырю первозданный вид и обеспечить ему активное функционирование в сфере культурного и духовного наследия.