МОНАСТЫРСКИЙ МУЗЕЙ

 

 игумен Варнава (Аверьянов),

 наместник Свято-Успенского  Далматовского мужского монастыря

 

«Концепция монастырского музея

 в Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре»

 

 

    В июне 2012 г., в рамках празднования 20-летия возобновления монашеской жизни в Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре, в помещении северных келий был открыт монастырский музей. В рамках предлагаемого доклада хотелось бы охарактеризовать принципы, исходя из которых, задумывался и на основе которых формировался облик данного музея, то есть его концепцию.

    Прежде чем перейти к принципиальным моментам, следует отметить, что на облик экспозиции музея оказали влияние сопутствующие факторы, в частности, небольшой объем помещения, выбранного из имеющихся в монастыре и пригодных для данных целей. Из-за этого, к сожалению, нет возможности выставить для обозрения все имеющиеся экспонаты, а также серьезно думать о расширении экспозиции. Хотя в целом, нынешнее расположение монастырского музея следует признать вполне удобным (прямо близ центрального входа в монастырь с внутренней стороны, в довольно хорошо сохранившемся историческом здании северных келий, отдельно расположенные помещения с собственными входами с улицы и возможностью обеспечить должный уровень охраны; важно также, что входы во все залы экспозиции расположены рядом).

     Итак, говоря о монастырском музее, прежде всего, следует отметить, что ансамбль Далматовского монастыря, будучи памятником истории и культуры федерального значения, уже сам по себе представляет несомненный интерес для любителей истории нашего края и Отечества. Поэтому посетителей монастыря, безусловно, в первую очередь интересует история самой обители. К сожалению, экспонатов, связанных с историей Далматовского монастыря, сохранилось немного.

     Если подняться по лестнице на второй этаж северных келий, то перед посетителем музея предстанет панорамный вид монастыря начала ХХ в. с северо-западной стороны (напечатанная большим форматом фотография из фондов Свердловского областного краеведческого музея с указанием дат основных событий в жизни обители). Рядом, на побеленных стенах, сохранивших фактуру кирпичной кладки старинного здания, прикреплены чугунные доски – одна на основание церкви в Далматовском монастыре, две напольные из церкви и две надгробные (благочинного и настоятеля приходской Далматовской Николаевской церкви и диаконской жены). Чуть выше – образцы стальных рельсов с клеймами разных эпох из металлоконструкций, демонтированных на территории монастыря: Демидовского Нижнетагильского завода 1896 г. и Кузнецкого металлургического завода им. Сталина 1939 г.

     Перейдя из вестибюля в основной зал, мы сможем познакомиться с экспонатами, связанными непосредственно с историей Далматовского монастыря, лишь в двух ближайших от входа витринах. В расположенной с левой стороны от входа – экспонаты дореволюционного периода (старопечатные книги; книги, принадлежавшие насельникам монастыря; книги и документы, связанные с Далматовским духовным училищем; письмо настоятеля монастыря; дореволюционные издания о старце Далмате и Далматовской обители; литография Далматской иконы Успения Божией Матери). Рядом на стене в раме – коллаж из фотографий о жизни Далматовского монастыря дореволюционного периода (из фондов Свердловского областного краеведческого музея, Шадринского краеведческого музея, цветные фотографии С.М. Прокудина-Горского и др.).

     В витрине, расположенной с правой стороны от входа – экспонаты периода возобновления монашеской жизни в обители, начиная с 90-х годов ХХ в. (документы и материалы, связанные с обретением мощей прп. Далмата Исетского; письменные свидетельства о почитании прп. Далмата; личные вещи первого архиерея Курганской епархии и священноархимандрита Далматовского монастыря Преосвященнейшего епископа Михаила; подарочное издание Библии – дар монастырю к 20-летию возрождения монашеской жизни в обители архиепископа Курганского и Шадринского Константина; епархиальные награды – медали преподобного Далмата Исетского I и II степени, одной из которых (I степени) в 2013 г. награжден архиепископом Константином Далматовский монастырь; макет Скорбященской церкви монастыря – дар Далматовскому району курганского предпринимателя и одного из инициаторов возрождения монастыря Ю.Н. Аникина). Также рядом на стене в раме – коллаж из фотографий о жизни Далматовского монастыря начиная с середины ХХ в. и по настоящее время. Предполагалось установить под фотографиями еще две небольшие витрины по сторонам от входа – там могли бы быть выставлены, в частности, фрагменты фигурных кирпичей и изразцов, найденных на территории монастыря, а также более подробные материалы раскопок в усыпальнице прп. Далмата и другие находки на территории обители. Осуществление данного замысла станет возможным, надеемся, в ближайшее время. 

            

     Основную же часть экспозиции монастырского музея составляют предметы, которые объединены одной общей темой – жизнь в царской России. И это не случайно. Почти ровесник Дома Романовых, монастырь с более чем трехсот шестидесятилетней историей – плоть от плоти частичка той Святой Руси, которая созидалась на просторах православного Русского Царства (впоследствии – Российской Империи). Поэтому знакомство с историей Далматовской обители невозможно без соприкосновения с жизнью наших предков, подданных православного русского самодержца. Кстати, через дорогу от северных келий (где расположен монастырский музей), надвратной церкви и святых врат обители – на площади перед монастырем находится часовня в честь спасения Царской семьи Государя Императора Александра III Александровича во время крушения поезда на ст. Борки Азовско-Курско-Харьковской ж/д в 1888 г., построенная в 1890 г. на средства далматовских жителей.

    Последним Российским Императором перед уничтожением Русской православной самодержавной монархии в начале ХХ века был ныне прославленный в лике святых благоверный Царь-мученик Николай II Александрович. Без осознания его подвига, также как и подвига всех Царственных мучеников, а вслед за ними – сонма новомучеников и исповедников Российских, подлинное возрождение православия на Руси невозможно. Но эти люди становятся нам ближе и понятнее через фотографии, документы, личные вещи, то есть предметы той эпохи. Еще и в этом – задача музея.

    Попадая в главный зал музея, посетитель оказывается перед большой, в человеческий рост фотографией Царской семьи, над которой прикреплено их иконописное изображение. Здесь, на этом же баннере – в качестве эпиграфа слова прп. Анатолия Оптинского, Младшего: «Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим». Другим эпиграфом к экспозиции могли бы послужить слова из дневника (апрель 1919 г.) русского писателя Ивана Бунина (табличка с этой надписью установлена над входной дверью в зал): «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».  

     В глубине зала – на противоположной от входа стене помещена большая фотокопия портрета Государя Императора Николая II, написанного художником Э.К. Липгартом. По обе стороны от портрета установлены на древках государственные флаги Российской Империи – чёрно-желто-белый и бело-сине-красный. В простенках боковых стен – фотокопии картин русских художников, посвященных царской теме: известный портрет Николая II кисти В.А. Серова, картина И.Е. Репина «Прием волостных старшин императором Александром III, картина П.В. Рыженко «Прощание с конвоем». В простенках также помещены: небольшого размера императорский штандарт в раме под стеклом, стенд с подлинными текстами присяги Государю и литография «Посещение Царской семьей Императора Александра III Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря».  

        Экспонаты, расположенные на стендах и в витринах музея, собраны таким образом, что позволяют получить представление хотя бы и беглое, но почти обо всех сферах жизни в царской России (подробная текстовая информация по разделам помещена на сайте монастыря):

В отдельной витрине – предметы быта и личного обихода той эпохи (посуда, столовые приборы, часы, пенсне, письменные принадлежности, футляры, коробки спичечные и из-под папирос, этикетки, рекламные объявления, скобяные изделия, альбом для фотографий и сами фотографии и прочее).

     Четыре витрины посвящены непосредственно Православному Самодержцу и Царской Семье:

Следует отметить, что практически все экспонаты музея – подлинные предметы той эпохи (копиями представлены лишь ордена Российской Империи и несколько монет по причине высокой стоимости оригиналов). Создатели музея именно в этом видели особый смысл: важно не просто получить информацию о прошлом, но и иметь возможность «осязать» его.

    Особая сложность заключалась в том, чтобы уместить в пределах небольшой витрины целую сферу общественной жизни. Из-за этого – чрезмерная плотность расположения экспонатов, здесь дорог каждый сантиметр. Характер отбора экспонатов также был обусловлен необходимостью представить как можно более разнообразный материал: фотографии, документы, книги, открытки, газеты, журналы, знаки отличия, награды, марки, монеты, боны, визитные карточки, предметы быта, элементы вооружения, географические карты, иконы и прочее, и прочее… 

    Следующий зал монастырского музея посвящен периоду богоборчества и репрессий. На первом этаже здания северных келий, под лестницей вестибюля имеется небольшое помещение, похожее на монашескую келию или тюремную камеру. Ранее уже говорилось о значении подвига Царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников Церкви Русской в истории нашего Отечества и соответственно, для понимания истории существования и возрождения Далматовского монастыря. Поэтому вполне логично было открытие в этой несколько зловещей комнате еще одной экспозиции монастырского музея, посвященной новомученикам Курганской епархии и шире – вообще новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

     Конечно, практически невозможно (или чрезвычайно трудно) найти предметы, связанные непосредственно с новомучениками Курганскими (а Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2002 г. по представлению Екатеринбургской епархии прославлено девять священномучеников, служивших и пострадавших на территории нынешних Далматовского и Катайского районов Курганской области). Поэтому мы разместили на стендах на стене при входе краткие жизнеописания (а у кого из них найдены – и фотографии) каждого из семи священномучеников. В центре под металлическим распятием помещена икона «Собор Екатеринбургских святых». На противоположной стене – иконы «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», «Собор новомучеников Бутовских», «Собор новомучеников Казахстанских», «Преподобномученики Белогорские». В четырех витринах выставлены предметы, передающие «дух» той эпохи в свете интересующей нас темы.  

    Экспонаты размещены в витринах по следующим темам:

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕПРЕССИВНЫХ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.
  2. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА. «СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ».
  3. ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ И ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО В ГОДЫ РЕПРЕССИЙ.
  4. ОБНОВЛЕНЧЕСТВО И РАСКОЛЫ.

    Наибольшее количество экспонатов представлено в первых двух витринах. В первой, посвященной деятельности репрессивных органов Советской власти, - подлинные фотографии и документы сотрудников Рабоче-Крестьянской милиции, ВЧК, НКВД, ГУЛАГа, НКГБ, образцы вооружения (штык от винтовки, револьвер, маузер), знаки отличия (кокарды) и награды советского времени, личные вещи заключенных (ложка, миска, кружка, кайло, портсигар), фотографии наркомов внутренних дел, газеты с характерными статьями того времени. Над витриной установлен транспарант с распоряжением Председателя Совнаркома В.И. Ленина:  «В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». В простенке между двумя первыми витринами – попытка реконструкции стола следователя. Рядом на стене – вешалка и телефон 30-40-х гг. ХХ в.

   Во второй витрине – экспонаты, характеризующие деятельность «Союза воинствующих безбожников» и советскую антирелигиозную пропаганду: газеты «Безбожник», журналы «Антирелигиозник», антирелигиозные и атеистические учебники, календари, книги и поэтические сборники, открытки и карикатуры, фотографии ряженых, антирелигиозные игральные карты, членские билеты и значки «Союза воинствующих безбожников».

    В третьей витрине – личные вещи новомучеников, открытки и фотографии православных церковных иерархов и рядовых священнослужителей и мирян, церковные календари, нательные крестики, начиная с домонгольского периода до ХIХ в.

    В четвертой витрине менее всего экспонатов. Деятельность представителей обновленческого движения представлена в экспозиции брошюрой «Христос и революция», газетой «Живая церковь», открыткой с карикатурой на обновленческого митрополита Петра Блинова, сборником молитв и литургических текстов на русском языке, дореволюционной выпиской из метрики с автографом одного из будущих лидеров обновленчества священника Красницкого и двумя старыми фотографиями уральских обновленцев.

    Монастырский музей востребован. Об этом говорят записи, сделанные в книге отзывов за более чем три года существования музея. Вот лишь некоторые из них:

  «Мне очень понравился этот музей, в нем много из прошлого предметов: книги, значки, монеты, документы и многое другое. Этот музей для меня чудо в городе Далматово. Спасибо за такой музей. С уважением, житель города Далматово Иван, 10 лет. 08.07.2012 г.»

  «Очень ценный музей для возрождения православного национального самосознания! Огромная благодарность устроителям и Божие благословение на труды во имя Святой Руси! протоиерей Игорь Онкин, п. Юшала Свято-Никольский приход Каменской епархии» 

  «Громадное спасибо за экспозицию. Вдохнули в себя Русскую историю. Получили заряд энергии на продолжительное время. Желаем дальнейшего развития, помощи Божией. 02.08.2012. Стышновы, Анисимовы»

  «Божие благословение да пребудет присно на всечестном отце игумене и братии святой обители сей. Благодать вам и мир от Господа. От нас сердечная благодарность за святую любовь к Православию, России и всем людям. Ваш музей впечатлил нас не менее чем Эрмитаж. Спаси Господи! епископ Каменский и Алапаевский смиренный + Сергий с паломниками. 04.08.2012 г.»

  «Благодарение Богу и о. наместнику … за скромную, но столь нужную экспозицию, которая должна существовать на каждом приходе нашей Церкви, как место черпания вдохновения и взыскания утраченного благородства … прот. о. Александр Никулин, настоятель Н-Уткинской церкви. 6 авг.2012 г.»

  «Мне очень нравится музей, в нем много всего интересного. С уважением житель г. Далматово Виталий, 12 лет. 02.09.2012»

  «Наша воскресная школа побывала в музее. Нам особенно понравилась экспозиция о царской семье. Много услышали и увидели, и узнали о жизни нашей Родины. Воскресная школа. 2.09.12 г.»

    Но работа еще не закончена – в частности, пояснительные надписи сделаны не ко всем экспонатам. Есть и более грандиозные задачи. Идет работа по ремонту двух смежных комнат на первом этаже северных келий – как раз под залом, посвященным жизни в Царской России. В одной из них будет открыта экспозиция, посвященная архимандриту Антонину (Капустину) – выпускнику Далматовского духовного училища, выдающемуся ученому-византинисту, известному начальнику Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Уже изготовлена чугунная памятная доска с барельефом архимандрита Антонина, которая будет установлена на стене здания северных келий при входе в музей. И еще одна экспозиция монастырского музея будет посвящена современным подвижникам благочестия митрофорному протоиерею о. Григорию Пономареву и матушке Нине.

     Если удастся осуществить наши замыслы, то небольшой по размерам экспозиции  монастырский музей сможет охватить фактически все периоды существования Далматовского монастыря в контексте истории нашего Отечества.

    

 

 

«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию,

 в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не

 не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».

Иван Бунин (1919 г.)

 

  1. ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
  2. ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
  3. ГИМН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
  4. ПРИСЯГА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
  5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.  ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ.
  6. ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА И ЗАПИСЬ МЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
  7. СОСЛОВИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
  8. ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
  9. ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО И ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
  10. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ АРМИЯ И ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ.
  11. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
  12. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
  13. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ЦАРСКОЙ РОССИИ.
  14. ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

Четыре витрины посвящены непосредственно Православному Самодержцу и Царской Семье:

«Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь,

радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия,

а... не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной

головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя

будет трупом смердящим».

(прп.Анатолий Оптинский, младший)

 

  1. ЦАРСТВОВАНИЕ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯII АЛЕКСАНДРОВИЧА,

ЕГО АВГУСТЕЙШАЯ СЕМЬЯ.

  2.  МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С СОБЫТИЯМИ ЖИЗНИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ.

  3. 300-ЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ.

  4. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ.